I. Введение.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее — Программа), является логическим продолжением, в развивающихся социально-экономических и политических условиях второго десятилетия XXI века, ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Её основные проектно-программные ориентиры сохраняют сложившиеся за последние десятилетия традиции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и обеспечивают непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания российских граждан.
Новизна Программы заключается в том, что она закладывает основы взаимодействия государственных структур и гражданского общества в решении широкого спектра проблем реализации исторической миссии современного российского патриотизма в обеспечении будущего России, укрепления её позиций на международной арене и обеспечении национальной безопасности, а так же придания процессу патриотического воспитания динамики, соответствующей инновационным процессам развития российского общества.
Программа имеет государственный статус и ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан Российской Федерации при сохранении приоритета патриотического воспитания подрастающего поколения – детей и молодёжи.
Программа опирается на конституционные принципы российского государства и гражданского общества, предполагает участие в её реализации всех органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций (объединений), научных и образовательных организаций, творческих союзов, религиозных конфессий, организаций и учреждений всех форм собственности.
II. Состояние и проблемы патриотического воспитания в современных условиях и обоснование необходимости их решения на ближайшую перспективу
Реализация государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, начиная с 2001 года, позволила в целом создать систему патриотического воспитания на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и обеспечить их устойчивое функционирование и развитие. Итогом реализации государственных программ стала тенденция углубления в массовом сознании граждан понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества.
Социальные эффекты реализации государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации заключаются в устойчивой тенденции роста социальной востребованности ценностей российского патриотизма в общественном сознании граждан Российской Федерации; укреплении социального партнерства и взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества, направленного на рациональное и сбалансированное развитие государственной системы патриотического воспитания; достижении социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры взаимодействия науки, образования и культуры в патриотическом воспитании; повышении жизнеспособности региональных, муниципальных и институциональных систем патриотического воспитания различных категорий граждан Российской Федерации в современных условиях; развитии межрегиональных отношений субъектов патриотического воспитания; совершенствовании институтов государственно-общественного управления патриотическим воспитанием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Настоящая программа исходит из утверждения значимости российского патриотизма для современных граждан России как духовного ориентира, способствующего сохранению и развитию гордости за героическое прошлое России, приобщению к боевым и трудовым традициям, формированию причастности к историческим свершениям российского общества.
Программа основывается на понимании патриотизма как базовой направленности социального поведения граждан, выражающей высший смысл жизни и деятельности личности, проявления долга и ответственности перед обществом, формирующей понимание гражданином России приоритета общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества. Такое понимание свидетельствует о приоритетности патриотизма в структуре ценностей российского общества и государственной политики, что позволит совершенствовать деятельность сложившихся структур системы патриотического воспитания, создаст условия для развития их взаимодействия, оптимального внедрения современных форм, технологий и механизмов эффективного взаимодействия между ними.
В этом контексте патриотическое воспитание выступает основополагающим социальным фактором укрепления российской государственности, консолидации российского общества, обеспечения национальной безопасности, достижения российской гражданской идентичности населением страны, что определяет стратегию инновационного развития России. Идеалы, ценности и смыслы российского патриотизма составляют основу разработки современных моделей и механизмов формирования у современных поколений граждан России опыта служения Отечеству и, прежде всего, готовности к его защите.
Система патриотического воспитания граждан Российской Федерации представляет собой разноуровневое (федеральный уровень, региональный уровень, муниципальный уровень, институциональный уровень), взаимодействие его основных субъектов, имеющее устойчивые связи и отношения, построенные на принципах социального партнёрства и общественно-государственного управления. Субъектами патриотического воспитания в данной Программе выступают органы государственного управления, образовательные организации, учреждения культуры, молодёжной политики, общественные организации. Объектами патриотического воспитания выступают различные возрастные категории населения Российской Федерации, учебные, производственные коллективы, творческие союзы, общественные организации и т.д.
Содержание проблемы патриотического воспитания граждан Российской Федерации заключается в том, что в условиях второго десятилетия XXI века дальнейшее ее развитие как системы и социального института должно способствовать консолидации российского общества, укреплению национальной безопасности и формированию российской гражданской идентичности как коренным задачам государственной политики ближайших десятилетий.
В ходе реализации государственных программ патриотического воспитания не в полной мере удалось достичь значимых результатов в информационной, научной, правовой сферах и в программно-реализационной деятельности.
Решение многообразного спектра проблем строится на последовательной и целенаправленной государственной политике, направленной на укрепление национальной безопасности Российской Федерации; обеспечение устойчивого и поступательного развития страны; преодоление чуждых гражданину России индивидуалистических норм, стереотипов поступков и поведения; повышение значимости отечественных социокультурных ориентиров для поколений XXI века; преодоление факторов, ослабляющих социально значимые интересы личности, её социальную ответственность, готовность к самореализации на благо общества и государства.
Система программных мероприятий, направленных на решение данной проблемы, исходит из потребности каждого гражданина России в свободном выборе своего будущего в контексте целей развития и обеспечения национальной безопасности России. Система программных мероприятий направлена на интеграцию и консолидацию социального, культурного и воспитательного потенциала как регионов, так и страны в целом.
Реализация Программы строится на основе программно-целевого метода, отвечает стратегической задаче модернизации страны, обеспечения её устойчивого и поступательного развития.
III. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для дальнейшего развития патриотического воспитания граждан Российской Федерации, обеспечение соответствия его содержания новым историческим реалиям. Базовой направленностью Программы является личность гражданина и патриота России. Данная направленность осуществляется через процесс формирования потребности граждан России в ценностях патриотизма, что выступает основополагающим условием воспроизводства у современных поколений мотивов и смыслов созидания и защиты Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
— обеспечение устойчивого и поступательного развития федеральной системы патриотического воспитания на основе внедрения научно обоснованных моделей, проектов, программ и технологий воспитания патриотизма в современных условиях;
— совершенствование нормативно-правового, организационно-методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
— создание условий интеграции ресурсов патриотического воспитания образовательных организаций, учреждений культуры, молодёжной политики, воинских и трудовых коллективов, общественных организаций и взаимообразного распоряжения данными ресурсами;
— совершенствование подсистемы военно-патриотического воспитания граждан, как составной части системы патриотического воспитания и осуществление её функционирования для повышения престижа военной и правоохранительной служб;
— укрепление материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих, воинских и служебных коллективах и общественных объединениях;
— осуществление наступательного характера информационного обеспечения патриотического воспитания граждан в условиях идеологического противоборства.
Решение указанных задач предполагается осуществить путём реализации программных мероприятий согласноприложения №1 (мероприятия определяются федеральными органами исполнительной власти, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
IV. Основные направления реализации Программы
Программно-целевой и системно-правовой подходы к патриотическому воспитанию реализуются в условиях объективно сложившегося перехода мирового сообщества к глобальному информационному пространству, насаждению массовой культуры, космополитической среды Интернета, виртуальной псевдореальности социального мифотворчества, актуализирует необходимость сохранения и развития в российском обществе исторически сложившихся культурно-самобытных ценностей, духовных традиций страны и прежде всего ценностей патриотизма.
Программа исходит из наличия в российском обществе и государстве сложившихся основ для дальнейшего развития и укрепления эффективной системы патриотического воспитания граждан, формирования у них любви к Отечеству, готовности проявить свои лучшие качества в различных сферах общественной жизни.
На реализацию этих возможностей Программой предусмотрено осуществление комплекса мер на федеральном, региональном и местном уровнях.
1. Научные и организационно-методические основы патриотического воспитания граждан
Это направление предполагает:
продолжение исследований в сфере сложившейся системы патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности по внедрению в воспитательный процесс инновационных технологий;
разработку Стратегии развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2025 года;
разработку учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания с научным обоснованием применения в современных условиях обновленных методов работы с каждой категорией российских граждан;
разработку и внедрение комплекса учебных и специальных программ и методик развития современных форм и методов патриотической работы с молодёжью;
исследование и использование наиболее эффективных форм и методов всего многообразия педагогических средств и подходов к патриотическому воспитанию различных категорий граждан с учётом специфики сфер их жизни и деятельности;
проведение экспертизы проектов патриотической направленности с целью выявления уровня и результатов формирования патриотизма у различных категорий граждан Российской Федерации;
совершенствование системы подготовки специалистов и повышения их квалификации в области патриотического воспитания;
изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания с целью его внедрения в практику этой деятельности;
разработка нормативно-правовой основы воспитания в системе образования и дошкольных учреждениях, учреждениях культуры, спорта, туризма, книгоиздательства, рекламы с учётом изменившихся условий и их специфики.
2. Формирование патриотических ценностей, приобщающих граждан Российской Федерации к отечественной истории и культуре
Системой мер по формированию патриотического мировоззрения граждан предусматривается:
активизация интереса к изучению истории Отечества и формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей страны, сохранение памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;
углубление знаний о событиях, ставших основой государственных праздников России;
повышение интереса российских граждан к военной истории Отечества в ходе подготовки и празднования 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
сохранение исторической памяти и развитие интереса к отечественной науке и её видным деятелям – патриотам России;
повышение качества работы образовательных организаций по профессиональной ориентации учащихся для службы Отечеству и их патриотическому воспитанию;
стимулирование и поддержка творческой активности деятелей искусства и литературы по созданию произведений патриотической направленности; проведение всероссийских конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций, посвященных славным историческим событиям и знаменательным датам России.
3. Участие образовательных организаций, учреждений культуры и средств массовой информации в патриотическом воспитании граждан
Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:
совершенствование форм и механизмов социального партнёрства образовательных организаций, учреждений культуры, молодёжной политики, общественных объединений в пропаганде патриотизма;
обновление баз данных, мониторинг интернет-сайтов и блогосферы, информационно–аналитических материалов патриотической направленности в электронном пространстве, в том числе, образовательных организаций, учреждений культуры и книгоиздательства;
активное использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся подходов, стереотипов и механизмов негативного плана;
противодействие всем попыткам принижения роли, места, значения, дискредитации, девальвации патриотических ценностей в средствах массовой информации, литературе и искусстве, книгоиздательстве, спорте, рекламе и др.;
содействие всемерному развитию и расширению патриотической тематики телевизионных программ, периодической печати, издаваемой литературы;
активизация творческих усилий журналистов, писателей, деятелей науки и культуры, представителей интеллигенции в области патриотического воспитания;
издание и распространение литературы, развитие электронных и печатных средств массовой информации, специализирующейся на патриотической тематике.
4. Военно-патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, формирование у молодёжи положительной мотивации к прохождению военной службы
Это направление предполагает:
формирование у молодёжи моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;
развитие у подрастающего поколения гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской, особенно воинской символики и исторических святынь Отечества;
создание условий для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов морально, психологически и физически подготовленными гражданами, обладающими высокой мотивацией к прохождению военной и государственной службы;
создание условий для повышения эффективности деятельности ДОСААФ России как основного субъекта военно-патриотического воспитания и подготовки молодёжи к военной и государственной службе;
создание условий, в том числе нормативных и правовых, для обеспечения координации и взаимодействия военно-патриотических объединений (клубов) по различным направлениям и формам профильной деятельности в целях повышения эффективности формирования у молодёжи готовности к защите Отечества и военной службе;
повышение степени участия Православия и традиционных для России религиозных конфессий в формировании у граждан потребности служения Родине, её защиты как высшего духовного долга;
изучение и внедрение передового опыта в практику военно-патриотического воспитания молодежи, формирование позитивного отношения к военной и государственной службе;
создание военно-патриотических игровых и медиа–программ, активное использование возможностей «Интернета» для работы с молодёжной аудиторией;
обновление соответствующей нормативной и правовой базы заинтересованных силовых министерств для решения вопросов активизации военно-шефской работы, создания механизмов постоянного взаимодействия с общественно-государственными организациями, общественными объединениями патриотической направленности по выполнению задач военно-патриотического воспитания и подготовки молодёжи к защите Отечества.
5. Взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества в интересах патриотического воспитания
В целях усиления взаимодействия государственной власти и гражданского общества в сфере патриотического воспитания предусматривается:
взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества в развитии основ управления патриотическим воспитанием на всех его уровнях;
развитие инновационных форм, методов и технологий координации и взаимодействия субъектов патриотической деятельности;
объединение основных направлений и форм патриотического воспитания на всероссийском и межрегиональном уровнях с созданием соответствующих центров (поисковой деятельности, Движения «Пост №1», военно — спортивных игр «Зарница», «Заря», ассоциации «Юный пограничник» и др.) и обеспечение взаимодействия между ними, оказание постоянной поддержки со стороны государственных органов и организаций на всех уровнях власти;
привлечение ветеранских организаций к работе с молодёжью, использование их опыта, нравственного и духовного потенциала для сохранения преемственности боевых и трудовых традиций;
развитие нормативной и правовой базы механизмов взаимодействия государственных органов, общественных объединений и субъектов Российской Федерации в сфере патриотического воспитания граждан на всех уровнях деятельности.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основывается на дальнейшем совершенствовании форм и методов работы институтов государственной власти всех уровней, общественных организаций в целях обеспечения целенаправленного воздействия на процесс воспитания, систему пропаганды патриотизма в образовательных организациях, учреждениях культуры и в средствах массовой информации, усиления консолидации и координации деятельности всех структур гражданского общества.
Организационное сопровождение Программы осуществляет Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. Головными исполнителями Программы являются Министерство обороны Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации и Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации, которые осуществляют следующие функции:
разрабатывают ведомственные подпрограммы патриотического воспитания (с указанием конкретных работ по выполнению Программы, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования);
организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации ведомственных подпрограмм в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечивают реализацию ведомственных подпрограмм патриотического воспитания с постановкой задач соисполнителям мероприятий Программы. Федеральные органы исполнительной власти – соисполнители Программы разрабатывают свои ведомственные программы патриотического воспитания и организуют их реализацию.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе Программы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти осуществляют следующие функции:
разрабатывают государственные программы субъектов Российской Федерации по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в порядке, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Совместно с органами местного самоуправления привлекают общественные организации (объединения) к решению задач патриотического воспитания.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют руководство процессом патриотического воспитания в пределах своих полномочий, объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания. В качестве структур, осуществляющих эти функции, в федеральных органах исполнительной власти создаются советы по патриотическому воспитанию, а в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации – региональные межведомственные координационные советы по патриотическому воспитанию и допризывной подготовке граждан. Для исполнения функций рабочего органа указанных советов создаются центры патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе.
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Ориентировочно общий объем финансирования Программы в 2016-2020 годах составит 2064,55 млн. рублей, в том числе 1886,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, 178,05 млн. рублей за счет средств внебюджетных источников, выделяемых из фондов творческих союзов, организаций культуры, спортивных, научных и др. организаций, участвующих в патриотическом воспитании, а так же средств юридических и физических лиц, поступающих в порядке безвозмездной помощи, шефства и спонсорства.
Средства федерального бюджета на реализацию Программы выделяются федеральным органом исполнительной власти и организациям согласно приложению №2.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета уточняются по результатам рассмотрения бюджетных заявок федеральных органов исполнительной власти и организаций в рамках подготовки и рассмотрения проекта федерального закона «О федеральном бюджете на очередной год и плановый период» в установленном порядке.
Финансирование расходов федеральных органов исполнительной власти и организаций, связанных с реализацией мероприятий Программы, осуществляется в пределах средств, ежегодно выделяемых на текущую деятельность соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций – исполнителей Программы, предусматривается и детализируется в их сметах.
Финансирование мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов) согласно приложению№3, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системность и содержательность, организацию и научную обоснованность, использование современных технологий, степень охвата объектов воспитания и участия в нём субъектов этой деятельности.
Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением граждан Российской Федерации к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими на благо Отечества и отражается в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, участвующих в реализации Программы. Программы в тесной взаимосвязи с реформированием органов исполнительной власти, военной организации государства, системы образования, правоохранительных органов должна способствовать укреплению государства, обеспечению безопасности его граждан, недопущению проявления неофашизма и национализма в стране.
Конечным результатом реализации Программы ожидается положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в стране, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного развития общества, укрепление экономической стабильности государства и обороноспособности страны, повышение международного авторитета Российской Федерации.